Такса не будет стоять и позировать.

26.12.2012

В субботу, 22 декабря, в музее-заповеднике «Мелихово» открылся памятник таксам Антона Чехова. У великого писателя было две таксы – черный флегматичный Бром Исаевич и рыжая своенравная Хина Марковна. Возможно, именно они вдохновили писателя на создание «Каштанки». О памятнике таксам корреспонденту «Подмосковья» Алене КАЛАБУХОВОЙ рассказал скульптор, член-корреспондент Российской академии художеств Александр РОЖНИКОВ.

- Расскажите, как появилась идея создания памятника?

- Вообще идея создать памятник собачкам Чехова принадлежит директору музея-заповедника Константину Бобкову. Вот уже шесть лет общество таксоводов проводит фестиваль такс на территории музея – туда съезжаются люди со всей России и даже из-за рубежа. И на протяжении шести лет выделяются государственные средства для реставрации зданий, которые были при Антоне Павловиче Чехове.
А собаки… Мне кажется, об отношении писателя к ним говорит фраза: «Безобразной наружности собаки. Лапы кривые, тела длинные, но ум необыкновенный». Этот яркий момент жизни, а значит, и творчества писателя хотелось бы увековечить. Но как, если всегда нет денег?
Так получилось, что этот год у меня выдался удачным – я сделал памятник Кутузову, заработал некоторую сумму денег. И предложил Константину Бобкову сделать такс бесплатно, если он найдет средства на технические процессы: на бронзу, монтаж и установку. Мы посчитали, сумма оказалась приемлемой, договорились с комбинатом.

- Деньги выделили из бюджетных средств?

- Нет, деньги на памятник – это пожертвования. Все технические процессы стоили около 400 тысяч рублей – сбором занималось общество таксоводов. Я всегда очень приветствую сбор пожертвований. Это имеет большое воспитательное значение. Если я рубль отдал, значит, я в этом поучаствовал, это уже мое.

- Как родилась идея композиции?

- Вообще, у меня не бывает проблем с образами. Обычно идея скульптур формируется еще на стадии разговора с заказчиком. Но я всегда стараюсь подходить к работе с выдумкой. Собачки – это не классический бюст, такса – она и в Африке такса. А нужно, чтобы было видно – это животные Чехова, поэтому я и предложил композицию. Валун, который мог находиться на территории усадьбы. На валуне стоит одна из такс, рядом лежит картуз, в нем яблоко. У Чехова были яблоневые деревья, то есть он вполне мог гулять, нести яблоки в картузе. Сгрызть одно-два. Потом его кто-то позвал, он положил картуз на камушек, кинул в него оставшееся яблочко. Собачки все время ходили за ним. Они же любопытные – один на камушек залез, вторая сбоку подошла… Такое вот незримое присутствие Антона Павловича в композиции. В результате она очень игровая получилась.
Потом, я всегда стараюсь ставить себя на место зрителя, ребенка – животные детям всегда интересны. А так как вокруг этой композиции можно придумать историю или легенду, это интересно вдвойне. В «Мелихово» будут и детей приводить – хотя бы ради того, чтобы такс посмотреть.

- Что было самым сложным в работе над памятником?

- Как раз найти композицию. Сначала я сделал несколько графических эскизов, и в итоге мне кажется, нашел. В первом варианте таксы просто стояли рядом - Хина пониже, Бром повыше - и смотрели в разные стороны. Мне это показалось похожим на двуглавого орла, совершенно не имеющего отношения к Чехову. Был еще игровой вариант: одна собачка идет впереди, оборачивается, за ней идет другая, уши в стороны. Получается такой разговор. Но, опять-таки, две собачки, междусобойчик… А Чехов где? То есть надо было найти Антона Павловича. 
Стали советоваться с директором, думать, что он носил: пиджак, шляпу… Оказалось – картуз. И этот самый картуз в музее есть. Мне его сфотографировали, прислали. И именно в нем – присутствие Чехова. К нему повернуты обе морды. Чехов их объединяет, это его собачки, они его картуз нюхают. В принципе, таксы должны стоять в траве. Но они очень маленькие, и их не будет видно. То есть образ должен был концентрировать на себе внимание потенциального зрителя. И за счет высоты камушка, 25 см, на котором стоит собачка, общая высота скульптуры увеличивается до 70 см. А это уже можно заметить, подойти к таксе. Пришли – а там еще и вторая, и яблочко, и картуз. А на нем звезда Давида и лейбл фирмы-производителя.
Есть множество мелочей, которые привлекают внимание. Чем дольше твою работу рассматривают, тем она интереснее.

- Вы лепили такс с живых животных?

- Такса не будет стоять и позировать. Естественно, я смотрел на реальных собачек. Потом залез в интернет, достал картинки - и начал работать. 

- Сколько времени у вас ушло на создание памятника?

- Эскиз из пластилина, который сейчас находится в «Мелихове», я делал неделю. Но там собачки – по десять сантиметров. Его мы сделали для сбора пожертвований – чтобы люди видели, как будет выглядеть то, на что они дают деньги. А вот с самим памятником пришлось повозиться – на него ушло месяца два с половиной. Я даже не ожидал, что это настолько длительный процесс. Такса – это маленькая мускулистая штучка. Но, когда начинаешь заниматься проработкой, это и лисья мордочка, причем нужно же сделать выражение даже не морды – лица, чтобы собачка была приятной, улыбалась. Я Бобкову предлагал сделать Брома похожим на него, но он отказался. У такс очень необычное даже для собак строение лапок – они похожи на кротов. Коготки закрученные, тупые – они же роют, влезают в норы, откидывают от себя землю.

- В чем уникальность памятника?

- Во всем. Во-первых, я леплю из глины 20-летней давности, она намолена, к ней прикасался владыка Ювеналий. Во-вторых, возвращение такс – это еще один элемент восстановления того пространства, где жил и работал Чехов. Таксы – элемент антуража, который его окружал. Места, где он принимал больных, написал «Чайку», гулял по саду…

- Почему вы решили сделать бесплатно именно этот памятник?

- Я работаю в Министерстве культуры и знаю, что музеи всегда будут нуждаться. Чтобы пополнить коллекцию, нужны колоссальные деньги. Чтобы купить какую-нибудь тумбочку, пусть даже не чеховскую, а просто той эпохи, нужен миллион рублей. А ведь музеи формируют экспозицию для наших потомков. Да даже чисто спекулятивно – моя работа будет стоять на территории известнейшего в мире музея. Это престижно. Плюс тема меня заинтересовала. У меня есть еще одна композиция из животной темы – скамейка примирения, где в обнимку сидят собака и кошка.

- Какие эмоции у вас вызывает скульптура?

- Умиление. Я ведь даже мордочки и мысли им придумал. Вот видно, что Хина с удивлением смотрит на картуз и думает: «Что это? Хозяином пахнет, а внутри какое-то яблоко?» Мне говорили: ты еще червячка в нем сделай. Я ответил: нет, неужели вы думаете, что Антон Павлович червивые яблоки ел?

 

                                                                                       Источник: Газета «Подмосковье» № 237 (24 декабря 2012г.)