Останутся не только имена

17.12.2011

Год за годом время методично отдаляет нас от событий Великой Отечественной войны. Однако то же самое время спрессовывает наши знания о них, повышает плотность эмоциональной памяти, поскольку свою лепту в неё вносят новые и новые поколения. На эту мысль меня навела работа заслуженного художника России скульптора Александра Рожникова. В декабре 2011 года в подмосковных Химках должен появиться памятник, посвященный 70-летию начала контрнаступления Красной Армии под Москвой. Сейчас в мастерской скульптора можно увидеть макет композиции. При всей простоте и лаконичности она поражает образной, информационной и символической насыщенностью. Той самой эмоциональной плотностью, на которую работало не одно поколение.

Этот памятник можно будет читать, как книгу. Гигантская воронка, затягивающая и перемалывающая человеческие миры… Окоп, из которого выплёскивается в атаку солдатская лава… Взметнувшийся взрыв, поставивший дыбом землю… И тот же взрыв – как огромная концентрация сил, духовного напряжения, воли… Лучи прожектора, скрестившиеся в ночном небе, чтобы поймать вражеский самолёт на подступах к Москве… Лики ангелов, смотрящие на наш земной ад, скорбящие и поднимающие нас к нравственной оценке событий…

Здесь действительно много зашифрованных образов, которые прочитываются, можно сказать, на подсознательном уровне, - говорит Александр Рожников. - Например, лучи прожекторов с другого ракурса превращаются в противотанковый ёж, а с фасада это ещё и буква Х – Химки. Можно увидеть и пятиконечную звезду. Но главное, конечно, это люди. Люди разных вероисповеданий, национальностей, социальных слоёв…

Казалось бы, вместить всё это могла бы только невероятно сложная конструкция. Однако линии её совершенно просты, в деталях – ничего лишнего.

Да и размерами не поражает. В натуральную величину – около 15 метров. Композиция представляет собой усечённую пирамиду, которая удачно впишется в уже сложившийся скульптурно-мемориальный комплекс сквера им. Марии Рубцовой, расположенный рядом с Ленинградским шоссе. Там уже стоит памятник медицинской сестре, образцы военной техники 80-х годов, танк Т-34.

За простоту и ясность образов, за гармонию с уже существующими объектами, а также за высокую художественную ценность проект Рожникова был выбран из десятка работ, представленных на конкурс в Химках. Всё решилось во втором туре, к которому были допущены две композиции. На этом этапе добавилось ещё одно условие – ветераны Химок попросили предусмотреть в мемориале место, где можно было бы разместить списки погибших химчан – около 7,5 тысячи имён.

Когда мы искали решение, то родилась, на мой взгляд, удачная идея –поднять всю композицию на круглый постамент полутораметровой высоты, на котором и разместить гранитные плиты с фамилиями погибших воинов, - говорит скульптор. - Причём там может поместиться даже больше фамилий – ведь поиски погибших и пропавших без вести продолжаются до сих пор и списки могут пополняться.

Удачное решение помогло творческому коллективу – Рожников работает вместе с архитектором Михаилом Тихомировым – выиграть конкурс. Отливать памятник будут в ООО «Творчество» (генеральный директор Владимир Наумченко), где увидели свет очень многие работы скульптора.

Александр Александрович, что значит для вас эта тема – Великая Отечественная война?

Как человеку и гражданину своей страны она мне очень дорога. А как скульптор я огромную ответственность ощущаю – нельзя погрешить против исторической правды.

Ваш замысел удивителен уже потому, что одинаково близок и ветеранам, которые видят за этим образом реалии своей молодости, и молодому поколению, которому не достаточно привычных трактовок, нужны неожиданные ракурсы и новая информация…

Битва под Москвой – веха колоссального значения. Она предопределила нашу победу в 1945 году. Как можно обойтись в этой теме без изображения реальных людей? Я бы вообще во всех скульптурах, посвящённых Великой Отечественной, делал не абстрактные лица солдат, а брал бы конкретные портреты людей, которые участвовали в той или иной битве. Когда представляется возможность, я так и делаю.

Если говорить конкретно о новом памятнике, его идею определило само место установки. При наличии в сквере такого количества монументальных объектов нам надо было сделать эту композицию главной, поскольку именно на ней запечатлены имена погибших химчан. Я очень много литературы пересмотрел. Как выяснилось, именно на этом месте проходил окоп последнего рубежа обороны Москвы, так что здесь ответственность перед исторической истиной была особенно высока.

Лики ангелов на одной из плоскостей композиции – что это за метафора?

Это не просто метафора, это отсыл к одному из интереснейших фактов, который открылся сравнительно недавно. В тяжелейшие дни обороны Москвы с разрешения Сталина служителями Русской православной церкви на самолете был совершен облёт наших позиций и благословение иконой Казанской Божией Матери советских солдат с воздуха. Причём благославлено было всё воинство, независимо от вероисповедания. Ангелы не имеют национальности. Они посланцы Божьи, а Бог един. Благодаря тому, что весь народ единой лавой двинулся на врага, мы и победили…

Этот памятник, безусловно, станет, одной из самых значительных работ Александра Рожникова. Тема защиты Отечества волнует его очень давно. Начиная с «Ангела», держащего чашу скорби, который установлен в Люберцах в память о воинах-интернационалистах, до «Журавлей», летящих в Видном, - этот тревожащий скульптора пунктир проходит через всё его творчество. И вот наметилась новая пульсирующая точка – Химки. Видно, как взрослеет он на этих работах, как много открывает для себя в этой теме, задумывается над тем, что останется после него.

Чувствуется, что накоплены уже те творческие силы, достаточен эмоциональный багаж, проведена скрупулёзная и вдумчивая работа, чтобы сказать своё слово со всей ответственностью зрелого художника.

Искусство либо воспитывает и учит чему-то, либо это – декоративный фон, который лишь создаёт некую среду, мимо которой прошёл и не задержал внимание, - утверждает сегодняшний Рожников. И это уже совсем не тот человек, который заставлял говорить о себе вещами, вызывающими острое любопытство публики, несомненно, талантливыми и оригинальными, но интересными лишь здесь и сейчас, на волне общественного внимания.

Впрочем, у большого мастера ничто не бывает случайным. Не будь тех опытов, может, не было бы и сейчас неожиданных ракурсов в его серьёзных работах. Не получилось бы такого смелого совмещения разных плоскостей одного и того же явления в самой лаконичной форме…

С Рожниковым мы знакомы давно. Писать о его работах интересно, поскольку всегда есть простор для размышлений. Но, пожалуй, ещё интереснее наблюдать, как меняется человек, особенно, если этот человек – художник.

Просто со временем приходит сознание, что я ответствен за то, что умею. Эйфория по поводу установки очередного памятника, конечно, имеет право быть - это твоё творение, ты вложил в него душу, мысли. Но есть вещи более важные. Ведь если мне достался этот дар – мне, младшему сыну в многодетной семье, где никто и не думал о большом искусстве, - значит, зачем-то это было нужно. И я должен отрабатывать этот щедрый аванс. Пока есть силы, их нельзя растрачивать впустую, особенно если именно тебе выпадает создавать нечто, что останется другим поколениям…

Екатерина Сухотина