Руки мастера

22.09.2010

В конце сентября текущего года в Московском областном Доме искусств «Кузьминки» прошла персональная выставка Заслуженного художника Российской Федерации скульптора Александра Рожникова. Эта выставка стала своеобразным итогом 25-летней творческой деятельности мастера.

Когда отдыхает скульптор? Во время работы или уже после чего-то состоявшегося? Он, наверное, и сам толком не распознаёт этих моментов, минут или часов. И это – лишь свидетельство того, что отдых его недолог. А может, он вообще невозможен, т.к. работа духа непрерывна. Нить духовного, тянущаяся от одного образа к следующему, создаваемых Александром Рожниковым, кажется бесконечной. А оттого – вневременной и без пауз.

Лоск светскости при первой встрече с ним может сбить с толку. Весёлый, солнечный, элегантный – это одно. Встреча с первокурсниками Московского областного колледжа искусств в Доме-музее П.И.Чайковского в Клину и фотографии у памятника композитору в парке – это другое. Много лет назад мне довелось работать экскурсоводом в доме-музее и прикасаться к тому, к чему прикасались руки Петра Ильича. Мистика гения Чайковского вошла в меня тогда. И вдруг, спустя столько лет, этот памятник. Откуда такое понимание, прочувствованность этого человека! Скромность и трагизм, слитые с абсолютной человеческой простотой… Так для меня два события – встреча со скульптором и «встреча» с композитором - слились, уже теперь навсегда, в одно неразрывное целое.

Угадывание, но не случайное, а сопряжённое с постоянным внутренним наблюдением и прозрением. Так «угадана» «МАРГАРИТА» (1989г.). В тонком изломе гибкого тела – тонкость, изломанность и гибкость женской души. «Та» это Маргарита или «не та» - уже не важно. Но прикасалась к ней рука Мастера. Ещё из женских образов – «ВОТ И ЛЕТО ПРОШЛО» (2002г.). «Стекающие» формы, заострённые, словно обугленные плечи, и вместо лица – цветок с ещё не до конца оборванными лепестками…Как больно прощаться с молодостью, как тихо и незаметно уходит красота… Идеи. Калейдоскоп идей! Они переполняют А.Рожникова, выплёскиваясь и отливаясь в скульптурную форму. И каждый раз это – удивление, открытие для нас, смотрящих.

Мужская рука, едва касающаяся лица женщины, тихая и глубокая песнь любви – это «ПОРТРЕТ А.А.БЛОКА И Л.Д.МЕНДЕЛЕЕВОЙ» (2009г.). Как тонко выстроена композиционная портретная линия – взмывающая вверх и в то же время смягчённая взглядами, устремлёнными в вечность. Идеальное человеческое – когда женское так защищено мужским – решается здесь гениально просто – женская головка заключена между рукой и головой мужчины. Внимание к деталям, выгравированность черт и лиц – те самые точки отсчёта настоящего мастерства.

«ПОРТРЕТ П.И.ЧАЙКОВСКОГО» (2007г.). Образ будто вырван скульптором из подсознания. Композитор – в момент наивысшего творческого напряжения, когда он один, его никто не видит. Жилы, выступившие на руке, напряжённые пальцы, сдвинутые брови, резко обозначившиеся морщины на лбу. И взгляд…Страшный, нечеловеческий, взгляд творческого гения. Что там, в его голове? – «Пиковая дама»? 6-я симфония – как реквием самому себе…

Надломленность, чувственность, некоторый декаданс одних образов сочетается с мощью и ярко выраженным классицистским подходом других. «БЮСТ АВИАКОНСТРУКТОРА М.Л.МИЛЯ» (2009г.), «БЮСТ ГЛАВНОГО МАРШАЛА АВИАЦИИ СССР П.С. КУТАХОВА» (2005г.), «ПОРТРЕТ ОТЦА» (1989г.). Во них есть то, что идёт от замечательного классика отечественной скульптуры Ф.И.Шубина – свежесть и острота восприятия каждого из портретируемых. Этим же отличается «ПОРТРЕТ ЕКАТЕРИНЫ II» (2009г.) – она не властная и устрашающая, она – просто женщина, задумавшаяся о чём-то своём, в тишине и одиночестве, не стесняющаяся своей слабости. Рука у губ, перо, готовое выпасть из пальцев, затуманенный взор. Ещё одна тема, глубоко вошедшая в творчество А.Рожникова, она как рентген для художника – это вечная «Пьета». Плач по ушедшим. Как тут не вспомнить о Микеланджело и его «Пьете». Но ассоциации – не в образности, не в пластике, а в силе воздействия. «ПАМЯТНИК ВОИНАМ – ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТАМ» (2000г.). Люди, скованные бронзой колючей проволоки и одновременно впаянные в неё, распятые на ней, словно Христос. И возвышающийся над ними, оплакивающий их, образ Ангела, так перекликающийся с Богоматерью в «Пьете».

Или «ЖУРАВЛИ» (2006 г.) – словно тоже запутавшиеся в колючей проволоке, птицы, пытающиеся вырваться из неё... И опять, она же – эта печать войны – словно вектор свободы, даёт возможность им всё-таки взлететь. Пластика движения, взмаха крыльев – необъяснимое ощущение одновременно борьбы и полёта…

Конечно, в этом очерке не удалось охватить всего многообразия творчества А.Рожникова, за скобками осталось многое. Но, честно говоря, задачи «сказать обо всём» и не ставилось. Как мне кажется, в обозначенных работах, выявилась самоидентификация художника. Т.е. искренний посыл себя в мир – сначала идей, а затем – в мир людей. И обозначить пунктиром такие точки в творчестве, может быть, намного важнее, чем говорить обо всём и сразу. Вершины, ведь они разные…

Искусствовед, член СХП — Ирина Седова 2010г.