Сопричастность

17.12.2010

14 декабря 2010 года в мастерской заслуженного художника РФ Александра Рожникова состоялся просмотр макета скульптурной композиции, созданной для г. Дзержинского и посвященной коммунарам, в 30–е годы прошлого века получившим «путевку в жизнь» в мастерских, находящихся тогда на территории Николо–Угрешского монастыря. На просмотре присутствовали глава г. Дзержинска А.Н.Плешаков и депутаты городского Совета.

Тихая прохлада мастерской. Ощущение ирреальности и уплывающего в бесконечное пространство, сознания. Ты, словно Алиса в Зазеркалье, ты – сегодняшняя и ты – растворённая во времени. Эти бесконечные образы, словно из глубин истории, глядящие на тебя – Чайковский, Наполеон, Циолковский, Екатерина II – именно они и рождают это странное состояние двойственности своего «я».

Такое чувство, незнакомое, «первичное» по своей сути испытываешь, когда впервые попадаешь в мастерскую Александра Рожникова. И после испытанного приходит понимание, почему в эту обитель теней и образов допускаются очень немногие. Если не сказать – избранные …

Обрывки прошлого яркими вспышками пронзают подсознание и целый событийный пласт века ушедшего, словно полотно, ложится перед мысленным взором. 30–е годы 20–го века, г. Дзержинский, Николо–Угрешский монастырь. Но вместо монашеской братии – колония из трёх тысяч беспризорников. Коммуна, как тогда её называли, яркая примета того времени. Шли годы, шли по жизни и воспитанники колонии – коммунары, руководимые опытными взрослыми наставниками. Профессия, приобретённая в коммуне, выводила их в жизнь, а они уже строили эту жизнь своими руками, во всех смыслах. Так, год за годом рождался г. Дзержинский.

Этот небольшой город имеет большую историю, каждая веха которой отпечатана в камне или отлита в бронзе. И только коммуна 30–х «осталась за кадром», словно корень огромного дерева, каким сегодня видится город, корень, выкорчеванный и отброшенный за ненадобностью. Однако, без корней деревья не живут …

Два года назад было решено поставить памятник коммунарам. С этой просьбой и обратились к Александру Рожникову глава г. Дзержинский А.Н.Плешаков и депутаты городского Совета. С того момента прошёл ровно год. Всё это время Александр работал над проектом, привлекая к обсуждению различных вариантов памятника и потомков коммунаров и сотрудников администрации. И вот пришло время, когда весь депутатский корпус должен был приехать на просмотр макета памятника в мастерскую художника …

Мои мысли снова вернулись в мастерскую. В ожидании гостей из Дзержинского, Александр продолжал работать – у него в производстве сразу несколько проектов. В движениях – сила и в то же время, какая-то еле уловимая грация, жёсткая и точная работа пальцев. Внезапно эта сакральная «творческая тишина» нарушается нарастающей лавиной человеческих голосов. Мягкий поворот головы, улыбка на лице Мастера – и все чувствуют себя в мастерской, как дома. Началось обсуждение проекта памятника, которое происходило в разных плоскостях. И с профессиональной точки зрения, и в русле «нравится – не нравится». Сам скульптор считает, что это вполне нормальная ситуация. Т.к. мастер – профессионал обязан настолько продумать композицию, до малейшей детали, чтобы у человека, не сведущего в тонкостях ваяния, не возникало никакого дискомфорта при взгляде на скульптурное произведение.

Словно опытный пастырь, Александр «вёл» пришедших по тайным тропам узнавания профессиональных тонкостей. Беседа плавно перетекала с основного объекта обсуждения на то, что окружало людей в мастерской. Поразительно, но, оказавшись здесь, все забыли про свой статус и, словно дети, удивлённо озираясь по сторонам, невольно впитывали увиденное. На всех оно действовало по–разному. Кто-то вовлекался в жесточайшие споры, кто-то тихо внимал, потрясённый.

Александр Рожников, при всех своих многочисленных регалиях, удивительно прост в общении. Прост, открыт и доброжелателен. Он никогда не забывает о своих рабочих корнях, а потому умеет уважать каждого идущего к нему. Александр прекрасно осознавал, что к нему пришли не просто депутаты, к нему «пришёл Город», т.к. за каждым из этих людей стоят тысячи избирателей. А значит – эта встреча, прежде всего, колоссальная ответственность всех собравшихся перед большим городом …

Утверждённый проект, пока ещё в виде макета, остался стоять в мастерской. Тишина снова вступила в свои права, а скульптор вернулся к работе …

Вы помните свои ощущения, когда впервые попали в музей? Я помню…Иное измерение, иное бытие, иное существование, до которого так хочется достать рукой. Но боль невозможности и недосягаемости рождает желание сопричастности. Попав на этот просмотр, я испытала, наконец, это давно желанное мною чувство, чувство сопричастности рождению искусства. Глаза уходивших из мастерской людей говорили мне о том же …

Искусствовед
Ирина Седова