Вехи творчества

19.12.2011

Портрет

По утрам у входа в Министерство культуры Московской области можно встретить элегантного чиновника в длинном пальто, костюме и при галстуке. Здесь его знают все – от секретарей министра до обычных сотрудников.

Но после рабочего дня его можно застать только в творческой скульптурной мастерской города Люберцы, где он, призванный вдохновением, создает очередное оригинальное творение…

Пиджак или роба?

Он не скрывает своей причастности к искусству. Но распознать в нем скульптора практически невозможно: никому из посетителей пресс-секретаря Министра культуры Подмосковья и в голову не приходит, что фотографии известных памятников, развешенные на стенах кабинета, - его собственные работы.

Ему нравится ощущать себя художником, но при этом быть одетым в деловой костюм. «Передвижникам тоже были близки фраки и бабочки, - уверенно оправдывает себя Александр Рожников. – К тому же для меня неприемлем «стиль творца» в поношенном свитере с потертыми локтями. Истинный художник на людях должен быть примером во всем. А вот один на один с глиной и своими идеями я могу оставаться в рабочей одежде».

Несмотря на то, что большинству Рожников известен как сотрудник Министерства культуры, прежде всего он – скульптор, заслуженный художник Российской Федерации, обладатель многих званий и наград, автор серьезных монументальных произведений.

Творец из Подмосковного поселка

Творческий почерк Александра Рожникова узнаваем даже при беглом взгляде. В искусстве Подмосковья и российской провинции он давно стал известным мастером.

Родившийся в 1960 году, Рожников рано проявил художественный талант, а впечатления детства помогли его развить. Духовное богатство знаменитых подмосковных поселков Красково и Малаховка создавало особую среду обитания, питательную почву для вдохновения. Александр и сам считает свое происхождение из Краскова знаковым моментом: «Рисующим я себя помню чуть ли не с рождения».

А вот свою первую скульптуру он слепил вместе с племянником в 10-летнем возрасте. Это была 3-хметровая ракета из снега – с иллюминаторами, входом и деревянной лестницей внутри. Было и первое признание: когда 11- летний ученик 55-й Красковской средней школы Саша Рожников был назван лучшим в конкурсе детского рисунка, объявленным областной газетой «Неделя». Потом появилось «второе скульптурное проявление»: снежный лев, вылепленный во дворе собственного дома, выглядел как настоящий, а детей из соседних детских садов водили на экскурсию взглянуть на творение юного скульптора. Это было первое серьезное признание…

А вот «официально» творчество юного Рожникова заметила учительница математики: проверяя очередную контрольную в изрисованной тетради и выводя ему «тройку» в табеле она говорила: «Надеюсь, ты станешь художником»…

Сохранив в сердце эту фразу, и став студентом Строгановки, Александр вернулся в родную школу не с пустыми руками, а с портретной мемориальной доской, посвященной Н.А.Горохову, директору 55-й Красковской школы, проработавшему здесь 30 лет. «Когда с мемориальной доски сняли покрывало и все вокруг одобрительно «ахнули», я понял, что оправдал доверие и надежды», - вспоминает Рожников.

Но тогда, в детстве, он не думал, что все сбудется. Бегая вдоль реки Пехорки 13- летним мальчиком, Саша и не надеялся, что когда-нибудь ему суждено будет оставить свой след в этих исторических местах. Зато позже, изучая историю искусства и родного края, он сделал для себя несколько великих открытий: именно здесь, в Краскове, Левитан написал свою «Золотую осень», Чехов – знаменитых «Злоумышленников», а Горький и Куйбышев предпочитали отдыхать в этих великолепных местах. Творческая элита прошлых веков перемещалась из Краскова в Малаховку – поселок с не менее богатой историей, запомнившей Телешева, Шаляпина, Есенина…

Родившийся на этой благодатной земле, Александр Рожников творчески воспринял уроки великих предшественников. Но высокие цели, которые он ставил перед собой в юности, требовали классического академического образования. Такой универсальной и уникальной школой стал для Рожникова Московский государственный художественно- промышленный университет им. С.Г.Строганова. За пять лет, проведенных в стенах альма-матер, он научился давать простор воображению с помощью глины, света, цвета, открыл ощущаемый им и прежде, но непостижимый мир.

Вспоминая своего учителя – скульптора с мировым именем, народного художника России, действительного члена Российской Академии художеств, профессора Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г.Строганова Александра Бурганова - Рожников уверенно говорит: «Как и мой учитель, я стараюсь создавать оригинальные произведения, но основываясь на изучении классического реалистического искусства». Именно Бурганов научил молодого Рожникова впитывать все, что было создано великими творцами, а потом самому лепить нечто оригинальное, но не дикое, а понятное окружающим.

«В природе все гармонично»

«Я горжусь, что родился русским, что православный, но при этом никогда не буду плохо относиться к мусульманину или иудею, греку или украинцу. И если мне суждено будет лепить Шоту Руставели, я в очередной раз прочту «Витязя в тигровой шкуре» и внимательно изучу биографию этого великого человека, чтобы вылепить его достойно и на радость землякам».

Он не забывает благодарить Всевышнего за щедро подаренный ему талант. Но, создавая свои творения, никогда не испытывает мук творчества. «Глядя на красивого человека, животное, растение, я испытываю не муки, а лишь восхищение: как природа умудряется создавать совершенство?, - говорит Рожников. - И чем старше становлюсь, тем больше прихожу к выводу, что в природе все гармонично. А так называемые «эталоны красоты» придуманы предприимчивыми людьми исключительно для бизнеса»…

Разумеется, каждой его работе предшествует серьезная подготовка. Как показать в тяжелом камне или металле, что Екатерина Великая легко и грациозно присела в юбке из кринолина? «Чтобы передать эту грацию, я пересмотрел десятки картин Боровиковского, Рокотова, скульптуры Шубина, которые изображали императрицу, просил позировать в кринолиновых юбках актрису Подольского театра…- делится скульптор секретами своего успеха, - И только когда получил это непередаваемое ощущение грации, принялся за эскиз Екатерины».

Работая над созданием нового произведения, он с увлечением изучает заданную тему в библиотеках, в запасниках музеев, знакомится со специальными научными трудами, через интернет основательно изучает исторический костюм, быт минувших эпох. Эти знания, воплощаясь в скульптуре, придают особую убедительность изображаемому. Как будто художник побывал на месте событий, сделал рисунки с натуры, которые потом превратились в памятники.

Экзотика истории

Рожников создал целую галерею портретов знаменитых людей. Его версии очень убедительны, хотя художник избегает буквального повторения канонических образцов: в каждом из них есть характеристики, подчеркивающие особенности личностей. В совершенстве владея языком скульптуры, художник изображает реально существующие вещи: фрагмент нотной партитуры «Пиковой дамы» в руках Чайковского, костюмы Блока и Любови Менделеевой… Так под руками скульптора экзотика истории обретает достоверность. В его произведениях ощутимо внимание к человеку, его психологии, внутреннему миру: там есть и юношеская мягкость, и цветение молодости, и мудрость зрелого возраста...

«А разве памятник Петру Чайковскому в Клину был установлен здесь не в прошлом веке?» - удивился один из журналистов, узнавший, что композитор пару недель назад вылеплен современным скульптором Рожниковым. Но художника не удивляет такая реакция зрителя. «Так и должно быть, - утверждает он. – В этом и заключается сила искусства и стремление скульптора: создать у зрителя ощущение того, что памятник испокон веков находился здесь…».

Воплощая скульптурные образы знаковых личностей - композиторов, музыкантов, поэтов – Рожников уверен: память о них будет сохранена при любой власти. Его руками были созданы Кирилл и Мефодий, Чайковский, Екатерина Великая, Блок и Менделеева, авиаконструкторы Миль и Черемухин, дважды Герой Советского Союза главный маршал авиации Павел Кутахов. Памятник воинам, погибшим в Великой Отечественной войне, в поселке Коренево скульптор не только лепил, но и собственноручно вырубил из гранита. Кроме того, Рожников является автором официального герба Люберецкого района, изображенного на флаге его родного края, а в городе Видное все пять скульптурных композиций Аллеи Славы вылеплены тоже им.

Он не боится вслед за своими предшественниками воссоздавать и «реконструировать» исторические образы великих людей, которым до него был посвящен целый ряд скульптур. Ведь его произведения не менее значительны, оригинальны, интересны. И остается только удивляться: как в бронзовой портретной композиции П.И.Чайковского 30-киллограммовая голова композитора может невесомо парить в воздухе, поддерживаемая только пальцами его правой руки, а в это время в ней еще и ощущается движение музыки?..

Чтобы создать это, пожалуй, надо, как и великий композитор, познать признание и успех еще при жизни – когда дорога к твоим творениям усыпана розами, когда, снимая покров с новой скульптуры, слышишь взволнованное «ах», проходящее по толпе многочисленных зрителей…

О критиках

Рожников работает много, он полон планов. И все же он не спешит обнародовать сделанное, справедливо считая, что с годами художник должен строже относиться к своим творениям. Это признак зрелости. Это зрелость таланта. Однако скульптор далек от самолюбования - он самый придирчивый критик своих работ.

Среди многочисленных авторитетных отзывов о его работах для Рожникова особое значение имеет оценка Народного художника России, действительного члена Российской академии художеств, профессора Александра Рукавишникова. Параллельно с ним, признанным скульптором России, Рожников в одном цеху отливал своего «Чайковского». Рукавишников отвлекся от собственного творения, скульптуры «Борис и Глеб», чтобы просто и искренне сказать молодому коллеге: «Знаешь, неплохая композиция»…

Оценил работу Александра Рожникова и другой прославленный академик - народный художник РФ Михаил Переславец, видевший модели памятника «Кириллу и Мефодию» для города Коломны. Ему понравились лики святых и он посоветовал Рожникову обязательно отформовать в гипсе эти портреты для демонстрации на творческих выставках.

Неудивительно, что скульптору не приходится жаловаться на нехватку заказов. Высокую оценку его творчества знаменитых академиков, разделяет и министр культуры Правительства Московской области Галина Ратникова, представляя Рожникова не только как сотрудника областного Министерства культуры, но и как талантливого скульптора. «Он – профессионал и к тому же профессионал, оцененный и Правительством Московской области, как Заслуженный работник культуры Московской области и государством, как Заслуженный художник Российской Федерации. А то, что он – скульптор с нестандартным мышлением, видно по его работам».

Каждое свое новое произведение Рожников старается делать с полной отдачей и в результате, как правило, успех и признание.

В 2009-м году во время открытия в Саратове памятника славянским просветителям Кириллу и Мефодию министр культуры России Александр Авдеев, отойдя от официальной делегации, подошел к Рожникову и, пожав руку, выразил собственное мнение о его работе: «Вы просто молодец! Ваше произведение прекрасно и по размеру, и по качеству исполнения». Разумеется, красковскому скульптору было дорого мнение министра – бывшего посла России во Франции, хорошо знакомого с парижскими произведениями искусства.

Создать легенду

Удача не обходит этого скульптора стороной: стоит Рожникову поставить очередной памятник, как он тут же обрастает легендой.

Санкт-Петербурга замечательный памятник Екатерине Великой и установившие его у нас в городе!» - такой неожиданный вывод на одном из форумов в Интернете сделали жители Подольска, увидев в городском парке памятник Императрице работы Александра Рожникова. «Конечно, мне приятно было услышать, что мое произведение поставили в один ряд с лучшими образцами классического искусства – как раз к этому я и стремился», - признается сам скульптор. Но на оценке «петербургской» скульптуры подольчане не остановились. Обнаружив, что в чернильнице, куда императрица макает перо, чтобы подписать указ о присвоении Подольску статуса города, есть сквозное отверстие размером с 5-рублевую монету, местные жители тут же «раскрыли» его тайный смысл: если брошенная монета попадет в чернильницу, а сквозь нее - на императорский стол, это счастливый знак! Не прошло и полугода, как весь стол Екатерины оказался полностью набит современными 5-тирублевками…

Еще более оригинальной легендой обросла композиция, созданная Александром Рожниковым и установленная в селе Тараканово Солнечногорского района – в 30-ти метрах от церкви, где Александр Блок венчался с Любовью Менделеевой. Приложив правую руку к груди, поэт читает стихи, а рядом с ним стоит его невеста. Левая же рука его открыта и грациозно повернута ладонью вверх – до нее так и хочется дотронуться и ощутить творческий трепет поэта. Именно с таким намерением к памятнику потянулись паломники – женщины, мечтающие иметь ребенка. Теперь уже неважно - откуда пошел этот слух, но дотронуться до левой руки Блока стремятся десятки женщин, приезжающих в Тараканово…

Ангел, спрятанный внутри

Существует ли произведение, постичь которое так и не удалось? На этот вопрос Александр Рожников отвечает рассказом о своем путешествии в Ватикан.

«В главном алтаре Собора Святого Петра в Ватикане, в его подкупольном пространстве, находится созданный великим итальянским скульптором Бернини балдахин высотой 29 метров. Там, в нишах подкупольных столбов, итальянец поместил колоссальные мраморные статуи святых и персонажей, связанных с мученической смертью Иисуса. Не только размеры и масштаб этой композиции поразили меня, но и воздушность грандиозной композиции, воплощенной в нескольких тоннах мрамора, «парящих» на 30-метровой высоте уже несколько веков подряд…».

Восхищаясь гением великого скульптора, Рожников на минуту забывает о том, что и ему есть что завещать потомкам. Он доказал это уже своей первой серьезной работой – памятником Воинам-интернационалистам, установленном в подмосковных Люберцах. Глядя на центральную фигуру композиции – Ангела – невольно вспоминаешь красивую легенду о том, как молодой человек сосредоточенно откалывал куски от большой скальной глыбы. «Зачем ты делаешь это?» — спросил маленький мальчик, который внимательно наблюдал за ним. «Потому что внутри спрятан Ангел, и он хочет выйти наружу», — ответил ребенку скульптор по имени Микеланджело... А сюрреалистический терновый венок, опоясывающий земной шар на котором Ангел установлен, наводят на мысль, что творческие идеи Александра Рожникова находятся где-то рядом с Сальвадором Дали…

«Я победил мрамор и сделал его гибким как воск»,— говорил когда-то скульптор Бернини. Увидев памятник Воину-интернационалисту на центральном проспекте Люберец, вы обязательно вспомните эту фразу великого итальянца. Но при этом не забудьте и о том, кто создал эту композицию - ярком и талантливом русском человеке, скульпторе Александре Рожникове, родившемся в подмосковном поселке Красково.

Людмила Боева